Ступеньки магии
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Общение » Библиотека » Научные основы магии
Научные основы магии
dragonДата: Вторник, 02.03.2010, 21:09 | Сообщение # 1
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 2757
Награды: 35
Репутация: 52
Статус: Offline
Совершенно очевидно, что вопросы магии, колдовства крайне редко становятся предметом научных работ. Не претендуя на полноту (по крайней мере на первом этапе настоящего исследования), рассмотрим один из результатов научного метода при изучении магии. А именно, так называемую симпатическую магию.
Концепцию симпатической магии связывают с исследованиями английского антрополога, культуролога, фольклориста и историка религии Джеймса Джорджа Фрэзера (1854 – 1941). Он ввел это понятие в своем двенадцатитомном труде «Золотая ветвь». В сети можно найти перевод сокращенного (двухтомного) варианта этого труда.

По Фрэзеру, симпатическая магия (закон симпатии) включает две составные части: гомеопатическая, или имитативная магия (закон подобия) и контагиозная магия (закон контакта).
Ниже приведена цитата из первого абзаца главы III «Золотой ветви» (сокращенный перевод), которая так и называется – «Симпатическая магия»:

«Магическое мышление основывается на двух принципах. Первый из них гласит: подобное производит подобное или следствие похоже на свою причину. Согласно второму принципу, вещи, которые раз пришли в соприкосновение друг с другом, продолжают взаимодействовать на расстоянии после прекращения прямого контакта. Первый принцип может быть назван законом подобия, а второй-законом соприкосновения или заражения. Из первого принципа, а именно из закона подобия, маг делает вывод, что он может произвести любое желаемое действие путем простого подражания ему. На основании второго принципа он делает вывод, что все то, что он проделывает с предметом, окажет воздействие и на личность, которая однажды была с этим предметом в соприкосновении (как часть его тела или иначе). Гомеопатической, или имитативной, магией можно назвать колдовские приемы, основанные на законе подобия. Контагиозной магией могут быть названы колдовские приемы, основанные на законе соприкосновения или заражения»

Что представляют собой эти принципы? И являются ли они всеобщими и исчерпывающими?

Остановимся, сначала, на законе подобия. Сразу следует оговориться, что в рунической магии применимость этого принципа представляется сомнительной – в силу того, что одной и той же руной можно произвести совершенно разные магические действия, сходство которых между собой часто совершенно не просматривается. Если бы было по иному, мы никак не могли бы описать все многообразие мира с помощью 24 рун. Однако это так. И примеров тому можно найти достаточно. Хотя справедливости ради нужно отметить, что данный принцип в магии широко распространен, что подтверждается многочисленными примерами, приведенными Фрэзером. Вообще говоря, принцип гомеопатической магии представляет собой собственно требуемое магическое действие. Остановимся пока на этом и перейдем к рассмотрению второго принципа.
Итак, закон контакта. Нетрудно видеть, что здесь речь идет о способах идентификации объекта магического действия.
Таким образом, первый принцип отражает само магическое действие. Или отвечает на вопрос «что?» Второй – идентифицирует объект. Или отвечает на вопрос «кому?»
Однако же глубинную суть изучаемого явления исследователю вскрыть не удалось. А именно, тот факт, что магическое действие – это, прежде всего, изменение в сфере духа. Впрочем, по другому быть и не могло. Будучи ученым, Фрэзер был просто обязан использовать исключительно научный метод познания, предполагающий наличие доказательств каждого своего утверждения. Иными словами, он просто не имел права вырваться за рамки сферы материи. А потому его исследования свелись к систематизации и классификации видимых проявлений магических действий. Поэтому, как очевидно, мы видим только часть, некоторые (хотя, безусловно, важные) проявления действий оператора. Однако, мы еще также знаем, что успешное магическое действие вполне может быть осуществлено вообще без каких бы то ни было видимых проявлений. А, с другой стороны, мы видим, что гомеопатической и контагиозной магии явно недостаточно для осуществления магического действия. Повторюсь, здесь нет никакой вины Фрэзера. Это лишь ограниченность научного метода познания, и не более того. А именно, ограничение познания сферой материи. В противном случае, это уже не относилось бы к науке.

Из последующих исследований нужно отметить работы советского исследователя первобытной культуры, этнографа и историка этнографической науки, исследователя религиозных воззрений Сергея Александровича Токарева (1899 - 1985). Его статью (Сущность и происхождение магии. – Исследования и материалы по вопросам первобытных религиозных верований. Труды Института этнографии. М., 1959, т. 51, с. 17-29), к сожалению, в сети пока разыскать не удалось.

Поэтому будем ориентироваться на данные из Википедии.

С.А. Токарев разделил магию на четыре вида:
1. Контактная магия — воображаемая магическая сила передаётся или придаётся человеку путём непосредственного взаимодействия с носителем магической силы, например, ношение талисманов, употребление магических снадобий.
2. Инициальная (инцепционная, трансмиссивная) магия — при магической манипуляции производится только начало желаемого действия, а окончание же его возлагается на магическую силу; например, австралийский колдун, желая поразить врага из соседнего племени, производит такую процедуру: он направляет заострённую палочку в сторону врага и шепчет при этом проклятия, считая, что после этого враг будет поражён либо смертью, либо мучительной болезнью.
3. Имитативная (симильная) магия основана на принципе «подобное производит подобное». Так, для того, чтобы причинить вред своему врагу, колдун колет острыми предметами рисунок человеческой фигуры или куклу. По принципу подобия вред, приносимый изображению или кукле, должен перенестись на обидчика. Другой любопытный пример этого рода магии — помощь при родах. В этом случае шаман изображает роженицу, привязывая к себе камень. По убеждению, удачно прошедшее «представление» родов шаманом должно по принципу подобия сделать настоящие роды так же удачными.
4. Контагиозная (парциальная) магия основана на том, что вещи, раз пришедшие в соприкосновение, сохраняют связь на расстоянии. Примером этой магии может быть использование крови, ногтей, зубов, волос в колдовстве разного рода.

Как видим, ученый уже вплотную подошел к объяснению собственно магического действия как такового (инициальная магия). Однако, по-прежнему оставаясь в рамках научного метода, а следовательно, ограниченный лишь сферой материи так и не смог до конца объяснить изучаемое явление.

Прикрепления: 3924711.jpg (15.4 Kb) · 9564884.jpg (16.6 Kb)


Сообщение отредактировал dragon - Вторник, 02.03.2010, 21:17
 
dushkaДата: Суббота, 06.03.2010, 19:51 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Проверенные
Сообщений: 30
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Спасибо большое, Драгон, за интересную и нужную ссылку. В который раз очень нужное получаем от вас.
 
Форум » Общение » Библиотека » Научные основы магии
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Сайт создан в системе uCoz