|
ХЕЙМДАЛЛЬ (Heimdallr) Бог из рода Асов: "Есть Ас по имени Хеймдалль, его называют белым Асом. Он велик и священен. Он сын девяти дев, и все они сестры. Хеймдалль отличается острым зрением и слухом. Его "слух " спрятан под корнями Иггдрасиля - там же где и глаз Одина, подобно ему Один и принес себя же в жертву. Хеймдалль живет в месте под названием Химинбьёрг ("Сталкивающиеся скалы"), у самого моста Биврёст. "Он страж богов и обитает у края небес, чтобы охранять мост от горных великанов. Ему нужно меньше сна, чем птице. Как ночью, так и днем видит он на сотни поприщ. И слышит он, как растет трава на земле, и шерсть на овце, и все, что можно услышать" ("Видение Гюльви" Младшая Эдда) В последнюю битву Рагнарёк Он возвестит Богов о грядущей битве, громогласно трубя в рог Гьяллархорн. Кроме того, Хеймдалль, по преданию, является отцом всех людей, и создателем каст, как сказано в "Песне о Риге" (Старшая Эдда). Хель Дочь Локи и великанши Ангрбоды. Владычица Хельхейма - Царства мертвых. "Она наполовину синяя, а наполовину - цвета мяса, и ее легко распознать по тому, что она сутулится и вид у нее свирепый" (Младшая Эдда) Главное упоминание Хель - в мифе о смерти Бальдра. Боги отправили к ней своего посланника, Хермода, с целью уговорить ее вернуть Бальдра в Асгард. "Но Хель сказала, что надо проверить, правда ли все любят Бальдра, как о том говорят. И если все, что ни есть на земле живого иль мертвого, будет плакать по Бальдру, он возвратится к асам. Но он останется у Хель, если кто-нибудь воспротивится и не станет плакать." ("Видение Гюльви" Младшая Эдда) Продолжение этой истории широко известно: все существующее, живое и мертвое, стало плакать по Бальдру, только одна великанша по имени Тёкк сказала: "Сухими слезами Тёкк оплачет Кончину Бальдра. Ни живой, ни мертвый Он мне не нужен, Пусть хранит его Хель" ("Видение Гюльви" Младшая Эдда) Эта великанша была ни кем иным, как хитрым Локи, принявшим ее образ. Хель - не богиня смерти, как может показаться на первый взгляд. К самому факту смерти она не имеет отношения. Она - хранительница мертвых душ. Хель призывают в некромантических ритуалах, прося передать на время власть над каким-либо мертвым человеком, находящимся в ее владениях. ЭЙР (Eir) Богиня из рода Асов. Покровительница врачевания: "Третья -Эйр, никто лучше нее не врачует" ("Видение Гюльви" Младшая Эдда) ВАНЫ: НЬЁРД (Niordr др. исл) Бог морей, рыболовства, мореплавания. Также бог воздуха. Относится к Ванам. Муж Скади , отец Фрейра и Фрейи. Ньёрд поселился в Асгарде после войны между Асами и Ванами в качестве "заложника" вместе со своим сыном Фрейром. После решающей битвы Рагнарёк, Ньёрд вернется в обновленный Ванахейм. Один спрашивает у великана Вафтруднира: "Как меж Асами Ньёрд появился? Посвящают ему Храмы и капища Но сам он не Ас. Вафтруднир сказал: У Ванов в жилище Рожден и в залог Отдан был Асам Когда же настанет Мира конец Он к Ванам вернется" "Речи Вафтруднира" "Старшая Эдда" В Младшей Эдде говорится: "Имя третьего Аса - Ньёрд. Он живет на небе, в том месте,что зовется Ноатун. Он управляет движением ветров и усмиряет огонь и воды. Его нужно призывать в морских странствиях и промышляя морского зверя и рыбу. Столько у него богатств, что он может наделять земли и всяким добром любого, кто будет просить его об этом. Ньёрд родился в стране Ванов, но Ваны отдали его богам как заложника, а от Асов взамен взяли Хёнира. Ньёрд взял в жены Скади, дочь великана Тьяци. Скади хочет поселиться там, где жил её отец , в горах на Трюмхейме, Ньерд же хочет жить у моря. И порешили они жить девять суток в Ноатуне , а другие девять - в Трюмхейме. СЬЁВН (Sjofn) Богиня из рода ванов. Покровительница любовной страсти и полового влечения. ФРЕЙР(Freyr-господин исл.) Является Ваном - Богом плодородия, олицетворяя собой изобилие, богатство, жизненную силу, урожай. Сын вана Ньёрда, муж великанши Герд, брат Фрейи. Фрейр - Бог летнего солнцестояния и самый благородный из Богов. Фрейра славят на свадьбах, к нему взывают в ритуалах плодородия. Он даровал людям мир, свободу, гармонию, сладострастие, мужскую силу. Амулет Фрейра, добротно сделанный, может посоперпничать в эффективности с виагрой. Нередко по этому его идол был наделен огромным фаллосом. Кроме этого, Фрейр олицетворяет собой мужскую красоту, галантность, любезность и прочие "светлые" мужские качества. Но Фрейр, однако, является отважным и могучим воином. В последней битве он сходится ни с кем иным, как с Суртом - одним из самых сильных и опасных чудовищ. Эту битву Фрейр, впрочем, проигрывает по собственной же непредусмотрительности. Фрейр впервые появляется в Асгарде при обмене заложниками со стороны Ванов, вместе с Ньёрдом. Главными атрибутами Фрейра являются - меч, корабль Скидбландир (чудесный корабль, изготовленный карликами, которому всегда дует попутный ветер. Кроме того, он может быть сложен до таких размеров, чтобы его можно было упрятать в платок), запряженный в колесницу вепрь Гуллинбурсти (Золотая Щетинка). Его меч, магический меч, сражающийся по собственной воле - единственная защита от огненного великана Сурта, черноликого родича Локи, который в конце времен придет с юга и вступит в войну с Богами на стороне сил хаоса. Впоследствии он лишается своего меча, отдав его великану Гюмиру в обмен на его дочь Герд… Как выясняется далее, последствия сего обмена явились для него роковыми - Фрейр бьется в жестокой схватке с Суртом, пока не падает мертвым. А погубило его то,что при нем небыло доброго меча отданного Скирниру. Этим мечом Сурт и уничтожит все девять миров в день Рагнарёк. "Вот почему Фрейр был безоружным, когда он схватился с Бели и убил его оленьим рогом. Тогда сказал Ганглери: "Странно мне, право, что такой знатный воин, как Фрейр, решился отдать меч, не имея второго, такого же. Он понес оттого немалый урон, сражаясь с тем, кого называют Бели. Верно, пожалел он тогда о мече". Тогда Высокий отвечает: "Невелико дело была та схватка с Бели, Фрейр мог убить его и кулаком. Но настанет час, когда пойдут войною сыны Муспелля, и тогда вот бедою покажется Фрейру, что нет у него меча"" "Фрейр бьется в жестокой схватке с Суртом, пока не падает мертвым. А погубило его то, что нет при нем доброго меча, отданного Скирниру". "Видение Гюльви" "Младшая Эдда" Другое имя Фрейра - Инг. От него, по преданию, произошел древний род шведских королей Инглингов. Здесь мы снова сталкиваемся с персонификацией божественных сил (обожествление исторического персонажа, является на деле персонификацией божества): время правления родоначальника династии Инглингов шведского короля Фрейра (или Ингви, или Фроди) описывается как время исключительного благополучия, мира и изобилия в стране. ФРЕЙЯ (Freyja- госпожа) Богиня из рода Ванов, олицетворяющая плодородие, любовь, деторождение, а также материнскую заботу и рост. Дочь Ньерда, сестра Фрейра, жена Ода, мать Хносс и Герсими. Её чертоги в Асгарде носят название Сессрумнир т.е. вмещающий много сидений, она ездит на колеснице, запряженной двумя кошками. Главный атрибут Фрейи - ожерелье Брисингамен, изготовленное карликами из рода Брисингов. Это ожерелье олицетворяет собой порядок годового цикла. Считалось что Фрейя благосклоннее прочих богов к людским мольбам. Её призывали при рождении, она так же помогала в любовных делах и утехах. У Фрейи своеобразная функциональная связь с Одином: Ежедневно она делит с ним пополам убитых воинов, поэтому один из кеннингов Фрейи - "владычица павших". Фрейя также олицетворяет собой женскую красоту и женскую сексуальность. Недаром многие хотели заполучить ее в жены, а особенно великаны: и строитель Асгарда каменщик Хримтурсен, и Хюмир, потребовавший Фрейю в качестве выкупа за украденный им молот Мьелльнир… Но боги Асгарда хранят Фрейю от всяких посягательств: всех ее великанских женихов постигла смерть. ЁТУНЫ (Великаны): СКАДИ Богиня из рода великанов, дочь великана Тьяцци, жена Ньёрда. Покровительница лыж и охоты, как и Улль (Однако, это единственная связь между ними.). Отец Скади, Тьяцци, поплатился жизнью за попытку похитить у асов Идунн вместе с ее золотыми яблоками. Скади собиралась отомстить Асам с оружием в руках, но те убедили ее принять их мирные условия. Она должна была выбрать себе мужа среди Асов, но только по ногам, ничего больше не видя. Она увидела очень красивые ноги одного из них и сказала: "Вот, кого я выбираю; едва ли что некрасиво у Бальдра!". Однако владельцем тех ног оказался Ньёрд, и ей пришлось выйти замуж за него. Однако у них не обошлось без разногласий: "Скади хочет поселиться там, где жил ее отец, в горах, в месте, что зовется Трюмхейм, Ньёрд же хочет жить у моря. И они порешили, что девять суток они станут жить в Трюмхейме, а другие девять оставаться в Ноатуне. Но, вернувшись раз с гор в Ноатун, так промолвил Ньёрд: Не любы мне горы, хоть я и был там девять лишь дней. Я не сменяю клик лебединый на вой волков. Тогда Скади сказала так: Спать не дают мне птичьи крики на ложе моря, всякое утро будит меня морская чайка. Тогда вернулась Скади в горы и поселилась в Трюмхейме. И часто встает она на лыжи, берет лук и стреляет дичь. Ее называют богиней лыжницей. Так об этом сказано: Трюмхейм зовется, где некогда Тьяци турс обитал; там Скади жилище, светлой богини, в доме отцовом." "Видение Гюльви" "Младшая Эдда" Другие: НОРНЫ Три норны… три аспекта бытия: прошлое, настоящее и будущее - Урд, Верданди и Скульд. Магические орудия норн - нити и нож. Норны лишь задают ход человеческой судьбе, но далеко не всегда вершат её. Каждый человек сам творит свой вирд в течение жизни. Главной из норн следует признать Урд, А двух других можно рассматривать как её ипостаси(?). Урд - старуха, обладающая всем опытом и мудростью, занимающая главное место в матриархальной иерархии ибо силою её питаются труды двух прочих. Верданди - мать, олицетворяющая настоящее. Скульд - дева в своей разрушительной ипостаси, она перерезает нить человеческой жизни и сопровождает валькирий на поле битвы. У норн, в некотором роде, равная роль с человеком в ткании узора судьбы. Урд - это Судьба, то, что привело данного человека в данное время в данное место и образовало данные обстоятельства. Фактически, это обстоятельства, предшествовавшие данному моменту и приведшие к его возникновению. Это неизменная величина, уже сформировавшаяся, старуха. Верданди - Настоящее, процесс Становления. Данные обстоятельства предлагают ограниченное количество вариантов развития, выбор. Это условно-изменяемая величина, подверженная изменениям лишь в рамках своей природы и готовая родить новые события, взрослая женщина. Скульд - будущее. Та цепочка событий, что разовьется, будучи запущенной в момент Настоящего под влиянием Прошлого. Изменяемая величина, однако при определенном Настоящем она превращается в неизбежное следствие, называемое Долгом. Молодая девушка, готовая к трансформациям. Вместе с этим Скульд отчасти является Урд, старшей норной для следующего момента времени, следующего витка событий. Таким образом, человек (или Бог, в зависимости от того, о чьем узоре судьбы идет речь) принимает непосредственно участие в формировании своего жизненного Пути: в каждый отдельный момент времени он стоит перед выбором из нескольких вариантов действий, который породит определенные события, формирующие следующий ряд вариантов действий. ВАЛЬКИРИИ (valkirja) Девы-воительницы, обитательницы Асгарда. Однако они не принадлежат к роду Асов: многие из валькирий - женщины из знатных родов, дочери и жены конунгов. Они обладают способностью летать по воздуху. Основная роль валькирий: принимать участие в битвах, помогая тем, на кого укажут боги, и выбирая тех, кто должен погибнуть, решая тем самым исход битвы. Здесь частой спутницей валькирий является младшая норна Скульд. Затем валькирии переносят души павших героев в Валхаллу, на пир Одина. Некоторые из валькирий являются служанками на этом пиру. Человеческая природа некоторых (а возможно и всех) валькирий подчеркивается в эддических текстах, например в мифе о конунге Хельги и его жене-валькирии Сигрун. "Одного конунга звали Хёгни. У него была дочь Сигрун. Она была валькирия и носилась по воздуху и по морю" "Вторая песнь о Хельги убийце Хундинга" "Старшая Эдда" ДИСЫ (Disir) Женские божества, по всей видимости из рода Альвов. Роль Дис - помощь в зачатии и деторождении, а также в определении той части судьбы человека, что зовется ?rlog. В этом они близки норнам. К дисам принято взывать в момент родов, во врачевании и в новых начинаниях. | |