Ступеньки магии
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Девять миров
vredin_kaДата: Четверг, 18.09.2008, 13:01 | Сообщение # 1
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 376
Награды: 11
Репутация: 18
Статус: Offline
Миры выделяются следующие — Митгард (мир людей), Йотунхейм (мир великанов), Муспельхейм (мир огненных великанов), Нифльхейм (мир снежных великанов), Ванахейм (мир добрых духов) — эти миры находятся как бы на одной вертикали. Выше — Лёссальфахейм — мир эльфов, еще выше — Асгард, обитель богов. Ниже уровня Митгарда — Свартальфахейм (мир черных карликов — гномов), еще ниже — Хел, мир умерших.

Муспельхейм и Нифльхейм
Эти названия примерно переводятся как Дом Огня и Дом Холода. Муспельхейм и Нифльхейм — изначальные миры. Когда не было остальных семи стран, на свете уже были царства огня и холода, и в них уже жили великаны — огненные и снежные.

Нифльхейм на самом деле имеет смысл гораздо больше, чем «царство снега». Этот мир воплощает собой все воспринимающее. Его энергетика — пассивная, Нифльхейм не в состоянии самостоятельно произвести на свет плоды, для этого ему не хватает активной энергии. Муспельхейм, наоборот, исполнен активной энергии, но она также не может принести плодов без базы. Муспельхейм похож на янь, Нифльхейм — на инь. Изначально разные, эти миры всегда находились в гармонии. Казалось бы, лед должен остудить пламя, а пламя — погасить лед. Но ничего подобного не случалось — обитатели этих миров никогда не воевали друг с другом, напротив, как и все великаны, были союзниками.

Интересно отметить, что Муспельхейм в каком-то смысле самый неизученный мир. Во всех остальных мирах побывали или люди, или Один, Отец Богов, или Тор-Громовержец. Но в Муспельхейм, охраняемый Суртом с огненным мечом, не заходил никто и никогда. Нифльхейм, напротив, более посещаемый, там не раз бывал Тор, и характер этого мира более-менее ясен. Снежные Великаны, как и Йотуны, нападают на Митгард и Асгард, но с меньшим энтузиазмом. Некоторые из них вообще предпочитают сидеть в Нифльхейме и не выходить далеко за пределы своего мира.

Интересно отметить также географические аналогии в местонахождении этих миров. Нифльхейм находится на севере, и, если вспомнить, где находится Скандинавия, то станет ясно, что Нифльхейм — не что иное, как полярные льды, возможно, часть Гренландии (именно викинги, кстати, открыли этот остров, но жестоко ошиблись, дав ему имя Зеленая Земля). В любом случае становится понятно, почему Нифльхейм выступает малонаселенным и злым миром. Интереснее история с Муспельхеймом. Казалось бы, огненные великаны обязаны быть сделаны из огня, должны гореть и светится. Но Сурт, единственный Огненный Великан, который как-то описан, назван «обожженным до черноты». Это наводит на мысль, что Муспельхейм — это Африка, где живут «обожженные до черноты великаны». В таком случае уместно предположить, что Муспельхейм мало описан потому, что викинги не смогли проникнуть внутрь африканских стран.

Результат взаимодействия этих миров — Творение Земли. Нифльхейм предоставил «материал» — глыбы льда, в которые огонь Муспельхейма вдохнул жизнь. Это еще раз подтверждает догадку о том, что Нифльхейм выступает с женской, а Муспельхейм — с мужской энергетикой. Стихии этих миров достаточно очевидны — Муспельхейм — Огонь, Нифльхейм — Вода. Следует отметить, что у викингов Воды как таковой нет, существует лишь Лед, но в классическом делении на стихии этот Лед полностью соответствует Воде.


Свобода - это когда не зависишь от своих желаний. (с) Платон.
 
vredin_kaДата: Четверг, 18.09.2008, 13:02 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 376
Награды: 11
Репутация: 18
Статус: Offline
Йотунхейм
Обитатели этого мира по хронологии вторые после Огненных и Снежных Великанов. После того, как глыбы льда Нифльхейма столкнулись с искрами жизни Муспельхейма, возник Великан Имир. Тогда еще не было твердой земли, и где находился Имир — несколько не проясненный вопрос, судя по всему, он, как и его дети и неожившие глыбы льда, находился в пустоте. Важно другое — Имир дал начало роду великанов и построил мир по своему желанию. Питались Имир и его потомки молоком коровы Аудумблы, которая облизывала ледяные глыбы. После того, как Один, Вилли и Ве — первые из Асов — убили Имира, весь его мир утонул в крови. Спаслась только пара великанов, потомки которых населили затем свою страну.

После убийства Имира из его тела были сделаны Земля и Небо, а также деревья, звезды, моря и океаны. Образовались Митгард и Йотунхейм, последний Асы специально подарили великанам.

Тролли, Ётуны или Инистые Великаны — воплощение силы, злобы, коварства и родоначальники всего плохого, что есть в этом мире. Их образ действий — грубая сила и коварство. Стихия этого мира — Земля. Почти все Тролли агрессивно настроены против людей и Асов, основные сражения идут именно с ними. Ётуны насылают на мир всевозможную непогоду, град, снег, шторма и снежные лавины. В то же время Йотуны — воплощение природных сил: они не знают разума, но, тем не менее, сильны.

Что соответствует географически данному миру, миру Йотунхейма? Это не то весь мир восточнее Скандинавского полуострова, не то Русь, не то другие государства. Надо отметить, что для всех географических территорий позднее появились внятные названия, например, Русь именовали Гардарики. Йотунхейм, если когда-нибудь и существовал в природе, позднее просто был заменен в связи с географическими открытиями и походами. Возможно, Йотунхейм — память того времени, когда путешествий толком еще не было, и мир за границами своего дома или своей деревни был непонятным и пугающим. Тогда и придумали обозначение для всего, что на востоке, и для всех тамошних жителей, а заодно свалили на них все природные катаклизмы — чтоб не зря их бояться и не зря с ними воевать.

Асгард

Эта страна, которую Один, Вилли и Ве сделали для себя, после чего Один населил ее своими сыновьями (Асами), редкими жителями других миров (Нйорд, Фрейр и Фрейя из Ванов, Локи — из Великанов), а также душами воинов, которые умерли с мечем в руках. Последние проживают в Валгалле и ждут последней битвы. Асы — это боги, посылающие на Землю защиту для людей от великанов, также они следят за жизнью человечества. Одно из главных отличий религии викингов от других — существование отрицательных качеств у богов. Они уже не считаются непогрешимыми, как, например, бог у христиан, не являются абсолютно хорошими, как у китайцев, и несут (хотя и в будущем) ответственность за свои злодеяния, в отличие от греческих олимпийцев. Асы и воюют, и убивают, и нарушают клятвы, но в целом они, конечно, необходимы человечеству, без Асов люди не смогли бы сопротивляться Великанам. Вообще Асы удивительно похожи на людей — они также смертны (если бы не волшебные яблоки, обитатели Асгарда уже давно бы сошли в небытие), также могут быть покалечены, они далеко не всемогущи, и так далее. Поэтому Скандинавские Саги здесь тоже выгодно отличаются от остальных мифологий — боги приближенны к людям, так же могут любить и страдать, поэтому и ведут они себя по-человечески, в отличие от тех же Олимпийцев.


Свобода - это когда не зависишь от своих желаний. (с) Платон.
 
vredin_kaДата: Четверг, 18.09.2008, 13:03 | Сообщение # 3
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 376
Награды: 11
Репутация: 18
Статус: Offline
Свартальфахейм и Лёссальфахейм
Это миры карликов — черных (Сварт-) и светлых (Лёсса-). И те, и другие были созданы из червей, которых Один, Вилли и Ве посчитали бесполезными и сделали из них гномов и эльфом.

Гномы населяют мир под землей. Они — искусные мастера, могут творить вещи, создание которых непосильно ни для людей, ни для Асов. Гномы знают волшебство, хотя никогда этим знанием не делятся. О области создания каких-либо материальных магических ценностей им нет равных. Без изделий Гномов Асы бы не выжили, стоит лишь вспомнить Мйолльнир, оружие Тора, которым тот борется с великанами, привязь Фенрира, которая удержала самое страшное из когда-либо существовавших чудовищ, и копье Одина. Гномы ведут добычу золота и драгоценностей, их запасы больше, чем во всех остальных мирах (исключая, может быть, Асгард и Хел). Среди гномов немало мудрецов, так, например, самое умное существо на свете — Квазир — был карликом, так же как и второй после него мудрец Альвис. Единственный недостаток гномов — то, что при попадании на них солнечного света они превращаются в камень.

Обитатели Лёссальфахейма гораздо менее деятельны, чем их черные собратья. Они населяют землю и воздух над землей. Живут эльфы в деревьях, цветах, просто в солнечном свете. Эльфы большей частью бесплотны, редко показываются и выполняют только одну задачу — делать мир веселым и радостным.

Митгард
Это еще одно творение Асов. Митгард — Серединная Земля — жилище людей, тот самый мир, где все мы живем. Населяют мир люди. Людей сделали Один, Вилли и Ве из деревьев, дав им жизнь, разум и румяные щеки. Митгард подвергается атакам Йотунхейма и Нифльхейма, люди соседствуют с эльфами и гномами (но часто об этом не догадываются), защищают Митгард Асы (явно) и Ваны (косвенно).

В целом Митгард — это нечто большее, чем просто земля. Это центр симметрии Вселенной, но не просто точка, вокруг кружатся звезды, а именно объект, разделяющий противоположности и испытывающий на себе влияния этих противоположностей. Таким образом люди и Митгард в большинстве случаев оказываются между молотом и наковальней. Когда очередные сущности хотят подраться или проверить силу, достается в основном Серединной Земле. Даже последний бой — Рагнарек — произошел в Митгарде.

Не следует думать, что викинги представляли обитателей Митгарда бездеятельными. О людях сложено немало красивых легенд, которые вряд ли помогут познать сущность мира, но в полной мере опишут быт и жизнь викингов, помогут понять их жизненную философию. Эти легенды стоят того, чтобы их прочитать.


Свобода - это когда не зависишь от своих желаний. (с) Платон.
 
vredin_kaДата: Четверг, 18.09.2008, 13:04 | Сообщение # 4
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 376
Награды: 11
Репутация: 18
Статус: Offline
Ванахейм
Это мир, о котором почти ничего нельзя сказать. Когда он появился и откуда взялись его обитатели не известно, сами Ваны практически нигде не участвуют. Эта страна к западу от Митгарда и Асгарда, населенная добрыми, умными и очень богатыми духами.

Очередные географические аналогии приводят нас в центральную Америку, где жили племена индейцев, достаточно хорошо подходящих под это описание. Одно только золото Центральной Америки, которым веками бредят золотоискатели, доказывает богатство инков, майя и прочих. Достижения этих народов в науке и искусстве весьма велики. Вполне возможно, что викинги имели некие контакты с индейцами Центральной Америки, так как северяне оплыли чуть ли не весь мир. Во всяком случае, при начале колонизации этих мест аборигены ждали возвращения высоких людей с белыми волосами. Впрочем, «Сага об Инглингах» описывают Ванахейм как реальную страну, местоположение которой описывается как «С севера с гор, что за пределами заселенных мест, течет по Швеции река, называемая Танаквисль. Она впадает в Черное море. Местность у ее устья называлась тогда Страной Ванов, или Жилищем Ванов. Эта река разделяет трети света. Та, что к востоку, называется Азией, а та, что к западу, — Европой». Что это за река? Если Черное море — это то Черное Море, к которому все привыкли, то Жилище Ванов оказывается где-то в окрестности Киевской Руси. Интересно, что Сага об Инглингах пытается опустить Асгард на землю и ищет ему место к востоку от Танаквисля (чтобы Ванахейм остался западнее Асгарда). Эти попытки наводят на следующие мысли — когда походы и путешествия викингов открыли им мир, они в спешном порядке стали переделывать свою религию, пытаясь найти для Асов прообразы в виде реально живших людей, а для Ванахейма и Асгарда — реальные территории. Зачем им это понадобилось — непонятно. В Саге об Инглингах напрочь выкинуты Нифльхейм и Муспельхейм, о них даже не упоминается, зато говорится о пустынных территориях севера Швеции и о Великой Стране Черных Людей, которая безлюдна из-за зноя. Возможно, путешествия в Африку (а это, безусловно, она) развеяли мифы об огненных великанах, так же как и близкое знакомство с полярными областями — мифы о жителях Нифльхейма. Как бы то ни было, эти переделанные мифы уже далеко не так логичны и менее интересны для изучения. Далее все миры описываются без учета «осовремененных саг», исходя только из более старых.

Теперь о Ванах. Ваны — добрые духи природы , которые помогают делать почву плодородной. Эти духи не выходят за пределы Ванахейма и не встречаются с Асами и людьми. Воевали они единожды — тогда Асы напали на их страну, но Ваны обратили их в бегство и осадили Асгард, после чего Асы незамедлительно сдались и обменялись с Ванами заложниками. В дальнейшем Асы и Ваны всегда оставались добрыми друзьями. Стихия Ванахейма — Воздух.

Хел

Еще одна странная местность. Когда и кто ее создал — непонятно. То ли она является побочным эффектом от создания мира, то ли остатком первозданной бездны, то ли вообще существовала всегда — во всяком случае, когда о Хел впервые заговорили, он уже был. В Хел правит дочь Локи — великанша, которая наполовину прекрасная женщина, наполовину — разложившийся труп. Некоторые источники, правда, смягчают картину, говоря, что она просто разного цвета — наполовину кроваво-красная, наполовину иссиня-черная. Хел населяют духи умерших, так называемых «соломенных мертвецов» — те, кто умер не на поле боя. Они либо сидят на почетных местах — это некоторые великаны, а также поверженные Асы Бальдр, Ход и Нана; либо работают, добывая Хел сокровища; либо проходят преображение — это значит, что сначала демонический пес Гарм съедает их мясо, потом дракон Нидхег грызет их кости, после этого они попадают в котел, и только потом возрождаются на землю. Вот и еще одно глобальное отличие Скандинавских Саг от других мифологий — Хел выполняет сразу три функции — страдание, трансформация и возрождение, в то время как в других религиях мертвецы либо только страдают (Греция), либо только возрождаются (Египет), а о трансформации и очистке души от уз земли вообще речи не идет.

Хел, несмотря на свою неприглядность, миру необходим. Если бы не было трансформации душ, мир стал бы скучным, потому что вновь родившиеся люди были бы в точности похожи на умерших. Хел исправляет эту ошибку других религий, возвращая людей на землю новыми, свободными и очищенными.


Свобода - это когда не зависишь от своих желаний. (с) Платон.
 
vredin_kaДата: Четверг, 18.09.2008, 13:05 | Сообщение # 5
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 376
Награды: 11
Репутация: 18
Статус: Offline
Мировое дерево — Иггдраззиль
Это — важнейшие элемент представлений викингов о мире, но для того, чтобы правильно понять его, необходимо сначала ознакомится с содержанием девяти миров. Итак, Мировое Дерево, Великий Ясень, Иггдраззиль — это центральная ось Вселенной.

Игдраззиль присутствует во всех мирах. Даже более того — во всех мирах находятся его корни. Это немного странно, поскольку миры расположены на разных вертикальных уровнях. Логичнее считать, что в Нифльхейме, Митгарде, Ванахейме, Нифльхейме и Муспельхейме корни растут под землей, в Свартальфахейме и Хел корни растут внутри мира, в Лессальфахейме присутствует ствол и ветви, а в Асгарде — крона.

Из под трех корней Игдраззиля бьет три ключа. Это Гиргельмир в Нифльхейме, источник Мимира в Йотунхейме и Урд в Митгарде. Довольно интересно расположение этих источников, и уж конечно, оно не случайно.

Источник в Нифльхейме — это связь Иггдраззиля с первородными структурами — Нифльхеймом и Муспельхеймом. Действительно, расположение этого источника связывает его с Нифльхеймом, а его теплота, подвижность — с Муспельхеймом. Гиргельмир, таким образом, проявляет Ясень в царстве первичной, дикой до абстрактности природе.

Источник Мимира в Йотунхейме — это связь Ясеня с вторичными мирами: Ванахеймом, Хелом и Йотунхеймом. Это миры природы — злой природы Йотунхейма, доброй — Ванахейма и неизбежной — Хела. Таким образом Ясень проявляется в природе естесвенной, современной.

Наконец, Асгард, Митгард, Свартальфахейм и Лессальфахейм — порождения Асов — связаны источником Урд. Это миры разума, им уже не в той степени свойственна дикость, как остальным мирам.

Важно понимать, что Смысл Иггдраззиля не только в том, что он связывает миры — он связывает различные эпохи мироздания, этапы творения.


Свобода - это когда не зависишь от своих желаний. (с) Платон.
 
vredin_kaДата: Четверг, 18.09.2008, 13:05 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 376
Награды: 11
Репутация: 18
Статус: Offline
Рагнарек. Идеи цикличности.Итак, последняя битва — Рагнарек. Она случиться в будущем, и знаем мы о нем только благодаря предсказанию Вельвы и редким замечаниям норн. Она не входит явно в представление викингов о Вселенной, но представляет собой естественное завершение этого мира и подготовка нового. Следует отметить, что идея о невечности мира присутствует во всех религиях мира, или в подавляющем большинстве. Что нового в представлениях северян о грядущем конце света?

Во-первых, интересно проследить тенденцию развития мира. В самом деле, почему вдруг должна произойти Последняя Битва, какая в ней необходимость, нужда? Как известно, сразу после создания мира люди, гномы, эльфы Асы и Ваны (в общем, все не-Великаны) жили в мире и стремились исключительно к естественным благам и творчеству. Так продолжалось долгое время и только потом пришли норны, и тогда захватила всех жажда золота и наживы. Не обошло это никого — гномы стали работать исключительно ради золота и драгоценностей, люди — для украшения и богатств, даже Асы начали войну с Ванами исключительно из зависти к огромным богатствам Ванахейма. Было совершено первое убийство из-за денег, пролита первая кровь, и именно тогда мир стал обречен. Ведь новые поколения только усиливались в своей жажде материальных благ. Как остановить мир, исправить это плохое направление? Только концом света.

Поскольку викинги были весьма воинственным народом, конец света у них принял очертания именно боя, сражения, войны. Ясно, что в первую очередь надо искоренить зло в тех, кто «наверху», тех, кто управляют миром — в Асах, Ётунах и других. Совершенно ясно, что после бесконечных боев, убийств, наказаний, несправедливости вражда Асов и Ётунов не могла пройти — напротив, она усилилась, и в какой-то момент достигнет апогея. Интересно, что сами участники событий об этом не догадывались — знали о Рагнареке только норны и прорицательница Вёльва — обычная жительница Митгарда. Именно к ней пришли Асы и спросили свою судьбу, а та нарисовала им красочную картину последнего боя.

Сам бой нет нужды описывать — его нужно читать в оригинале, хоть стихотворном, хоть прозой. Интересно отметить только последствия боя — что изменится?

Напрочь исчезнут порождения Асов — Асгард, Митгард, Свартальфахейм, Лёссальфахейм, Суль и Мани. Но лучшие спасутся из Асов и людей, и Вёльва сказала, что спасшиеся будут жить. Возникнет новый Митгард, новый Асгард, но остальных миров не будет. Исчезнут и не вернуться Муспельхейм, Йотунхейм и Нифльхейм — но по другой причине. Они устарели, они уже не актуальны. И должны исчезнуть. А два загадочных мира — Ванахейм и Хел не упоминаются в последней битве вовсе. Не говориться о том, что они будут разрушены или, напротив, спасутся. Правда, норны говорят о том, что после Рагнарека «царство Хель будет недолгим», а стихотворные вариант «прорицания Вёльвы» говорит о том, что дракон Нидхег будет жить после Рагнарека вечно.

Ясно одно: мир перенесет мощную трансформацию — вне зависимости от участи Ванахейма и Хела. Но перевороты для мира северян не новы. Подобное было раньше, и одно из таких событий точно описано — убийство Имира. Когда тот мир устарел, появились вестники перемен — Асы, и устроили миру трансформацию, да такую, что мало никому не показалось. Когда та Вселенная, которую они построили, устареет, произойдет еще одна трансформация (Рагнарек). А почему мы, собственно, полагаем, что та Вселенная, после Рагнарека, будет лучше, что она не устареет и не произойдет еще одна «последняя» битва?

Вспомним о том, откуда пришел Имир. Его породили Муспельхейм и Нифльхейм, а те откуда взялись? Они были, просто были. Может быть, они — всё, что осталось от предыдущей трансформации, которая завершила существование еще одного, неописанного мира, породив Муспельхейм и Нифльхейм?


Свобода - это когда не зависишь от своих желаний. (с) Платон.
 
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Copyright MyCorp © 2024 Сайт создан в системе uCoz